Пустые контейнеры, которые находятся в Китае, заканчиваются. Причин несколько. В первую очередь, это связано с конфликтом в Красном море. Также на ситуации отразился рост импорта в РФ и Европу, который не сопровождается ростом экспорта контейнеров. Итог следующий - цена аренды контейнеров существенно выросла, свободной тары практически нет, а ее производители работают, не покладая рук. Ставки на контейнерные перевозки выросли вдвое с начала текущего года, и ожидается, что цены будут расти и дальше.
Что спровоцировало рост цен?Отмечается, что на рынке импортных перевозок из Китая наблюдается стремительный рост цен. Стоит добавить, что цены выросли на грузоперевозки независимо от используемого вида транспорта. Причиной стало отсутствие пустых контейнеров. Что же случилось?
Специалисты говорят о том, что основной причиной стал конфликт в Красном море. Из-за него суда идут в обход, соответственно, время пребывания в пути заметно увеличилось. Приходится задействовать все больше контейнеров, и в Китае количество пустых емкостей упало до критической отметки.
На данный момент известно следующее:
- в конце мая морские линии увеличили ставки, что повысило стоимость морских грузоперевозок контейнерами на 15-25%;
- дальше в цене выросли тарифы на перевозки железнодорожным транспортом;
- рост цен объясняется нехваткой оборудования для перевозки грузов, а также сокращением планов станций Китая на отправку прямых поездов в города РФ.
Учредители транспортных компаний говорят о том, что на многих линиях свободные места забронированы на несколько недель вперед. Стремительный рост ставок и ажиотаж на перевозки через Средиземное море способствовали тому, что некоторые операторы забирают суда, переставляя их на выгодные маршруты.
Дефицит контейнеровСпециалисты говорят о том, что весной 2024 года оборудование было доступно, но нужно было ожидать. Под конец мая начали заявлять, что в основных портах Китая контейнеров хватит на 1-2 судна. Нехватка оборудования для морских грузоперевозок наблюдается в Сянгане, Даляне и Шанхае.
В Китае каждый год производится около 3 миллионов контейнеров разных размеров и типов, но в 2024 году наблюдается острый дефицит. Объясняется, что страна получает товаров меньше, нежели отправляет по всему миру. Специалисты говорят, что Китай находится на нулевом балансе в торговле только с Японией, Вьетнамом, Германией, Францией и Южной Кореей.
Рост товарооборота
Еще одна причина, которая спровоцировала рост ставок - активный оборот товаров между Китаем и Россией. Так рост товарооборота также задействует большее количество контейнеров, нежели раньше. Количество поставок увеличивается и в европейские страны. В Китайских железных дорогах приняли решение перераспределять планы выхода ускоренных грузовых поездов, ориентируясь на страны Европы. На пограничных переходах появляются заторы. Возникают они и на станциях назначения, в связи с чем приходится перебрасывать поезда по сети ОАО РЖД.
Отмечается, что из Европы в Китай довольно сложно вернуть контейнеры. Это связано с тем, что на восток “едет” минимальный объем грузов. Но проблемы есть и на стороне Китая. Отправка с некоторых железнодорожных станций задерживается на 3 недели. В некоторых случаях проблему решают перевозки автотранспортом, которые вывозят грузы в определенный временной промежуток.
Какие перспективы?Специалисты предполагают, что до конца 2024 года рост ставок будет продолжаться. Более того, увеличение стоимости затронет все виды грузоперевозок. С наступлением холодов начинается высокий сезон, будет сезонный прирост грузооборот, повышаются нагрузки на железнодорожную и портовую инфраструктуры, соответственно, цена будет продолжать расти. Еще одно предположение, согласно которому ситуация пока не стабилизируется - предстоящие новогодние праздники. Обычно в этот период наблюдается немалый ажиотаж в сфере грузоперевозок, и ожидать нормализацию работы китайских стоков точно не стоит. На сколько поднимутся грузоперевозки в контейнерах в цене - неизвестно. Но есть все основания утверждать, что стоимость будет расти и увеличиваться. Напомним, что за 2024 году стоимость уже выросла на 15-30% в зависимости от ряда факторов по сравнению с таким же показателем за 2023 год.
ЗаключениеУчастники рынка говорят о том, что ставки выросли из-за динамики спроса. Так потребление судовых мощностей увеличилось из-за того, что теперь суда перемещаются по более протяженному маршруту из-за повышенных рисков. Но также объемы заказов были увеличены импортерами, ведь многие пытаются предвидеть сбои в цепочках поставок и заблаговременно создать резервы. Причинами сбоев могут быть новые санкции, конфликтные ситуации, пандемия и другие факторы.